Ценностные ориентации школы

В своем развитии школа ориентируется на следующие приоритетные ценности:

v  Обучение, воспитание  и развитие каждого учащегося с учетом его индивидуальных (возрастных, физиологических, интеллектуальных и др.) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путем создания в школе максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка;

v  Патриотизм;

v  Жизнь в согласии с собой и окружающими людьми;

v  Семья, здоровье, образование и труд, как основа жизнедеятельности.

v  Деятельность школы уже сегодня основана и будет основываться в дальнейшем на таких ценностях, как:

v  Доверие и уважение к друг другу учащихся, педагогов, родителей;

v  Психологический комфорт для всех субъектов педагогического процесса;

v  Самоорганизация детского коллектива и коллектива учителей;

v  Свобода творчества учащихся и учителей;

v  Сотрудничество педагогического коллектива;

v  Преемственность обучения.

 

Данные ценности определяют цели развития школы:

v  Обеспечение прав и свободы личности;

v  Создание условий для создания творческой свободной личности способной позитивно воздействовать на мир, жить в гармонии с самим собой;

v  Своевременно адаптироваться к изменениям, происходящим в мире;

v  Опора на особенности и склонности ребенка с целью их дальнейшего развития;

v  Усиление внимания, как к одаренным, так и к неуспевающим ученикам;

v  Снижение перегрузки учащихся и распределение учебной нагрузки в соответствии с индивидуальными способностями и задатками;

v  Разработка карты индивидуального развития учителей;

v  Реализация современных подходов к системе повышения квалификации, материального и морального стимулирования педагогов;

v  Создание постоянно действующей системы информирования педагогов о передовом педагогическом опыте и новых педагогических тем;

v  Развитие сотрудничества школы, семьи и общественности в вопросах воспитания и образования детей.

 

В соответствии с этим образовательная программа школы – это целостная система мер по гуманизации обучения и воспитания,  учитывающая потребности обучаемых, их родителей, общественности, социума.

Принципы, перечисленные выше, лежат в основе построения программы, сориентированной на личность ребенка и создание в школе развития его способностей и внутреннего духовного мира; на свободное сотрудничество педагогов и учеников, учащихся с друг другом родителей; на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем учебным предметам, обеспечивающим гармонизацию интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы каждого ученика.

Воспринимая ребенка таким, каков он есть, со своими «слабыми» и «сильными» сторонами, но, ориентируясь на его индивидуальность, должны создать условия для самореализации этой личности с одной стороны, с другой – предупредить развитие негативного в личности школьника.

Настоящая программа определяет стратегию и развитие школы, и основные направления деятельности по ее реализации.

1.           Анализ внешних факторов.

Развитие России на современных этапах определяется задачами ее интеграции в мировое сообщество экономикой, в европейское образовательное пространство, необходимостью определения отставания страны тенденций экономического и общественного процесса.

В решении этих задач значительно возрастает роль образования как важнейшего фактора формирования нового человеческого капитала общества, его способности к созданию лучших мировых образцов в науке, экономике обеспечивающих способность страны конкурировать с передовыми странами мира. Повышение качества системы образования связывается в настоящее время с ее всесторонней модернизацией, включая новое содержание общепрофильное обучение в старших классах, внедрение развивающих образовательных технологий и новых воспитательных стратегий.

В современных условиях социально-экономического развития России возрастает роль способности к планированию и реализации своей жизненной стратегии на основе адекватной самооценки своих возможностей, самореализации в социуме. Необходима позитивная  и устойчивая мотивация жизнедеятельности растущего стремления к достижениям в созидательной, трудовой творческой деятельности, стремление к жизненным успехам на правовой основе.

В последнее десятилетие четко обозначилось противоречие между потребностью общества в формировании самостоятельного ответственного и высоконравственного человека – деятеля, который способен к самостоятельному преобразованию окружающей действительности с одной стороны, и устаревшими подходами к образованию личности. Это диалектическое противоречие между развитием общества и уровнем образования на современном этапе привело к необходимости разработки и реализации новых моделей школьного образования, направленных на развитие здоровой конкурентно способной личности и творческой индивидуальности. При этом проблема качества образования неразрывно связана с проблемой качества человека, с его опережающим развитием в системе образования, которое развивает общественный интеллект как фактор прогрессивного развития общества.

Сложные задачи реформирования общества, модернизация воспитания и образование нового человека требуют научно-практических концепций и инновационных проектов развития школы.

Таким образом, можно сформулировать актуальную проблему современной школы: как сформировать личность в наивысшем развитии и каким образом следует модернизировать образовательный процесс. Только сильная личность, готовая жить и работать  в непрерывно меняющемся уровне, способность разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно нетрадиционно мыслить, нести ответственность перед собой и обществом, то есть личность саморазвивающаяся и самореализующаяся, в состоянии сделать свою жизнь и жизнь окружающих содержательной, интересной и радостной.

Необходимость разработки данной программы определились из анализа как внешних, так и внутренних факторов.

 

 

 

 

 

2.           Социальная среда школы.

Анализ итогов социальной диагностики микросоциума школы показывает, что он характеризуется следующими чертами (признаками):

v  Недостаточно высокой образованностью;

v  Средним уровнем общей культуры;

v  Достаточно высоким процентом неблагополучных семей, многодетных семей, малообеспеченных, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своего ребенка;

v  Вместе с тем до 50% семей достаточно ответственно относятся к своим родительским обязанностям, из них 30 % способны глубоко изучить способности и склонности своего ребенка, в рамках домашнего воспитания приобщить к достижениям общечеловеческой культуры.

Данные обследования уровня личного развития детей, поступающих в школу, подтверждают итоги социальной диагностики. Картина довольно пестрая, представлена вся школа развития: от детей с высоким уровнем развития, обладающими музыкальными, интеллектуальными способностями, до детей с задержкой психического развития и ослабленным умственным развитием. Этот широкий спектр уровня способностей нашего ученического контингента и определяет необходимость единственно возможной модели образовательного учреждения – многопрофильный и адаптивный характер, способный удовлетворить образовательные запросы столь разнообразных категорий учеников и родителей.

Субъекты и источники социального заказа школы.

Представим структуры, которые выступают по отношению к школе с каким – то заказом или требованиями, в общем виде, в трех уровнях.

Государство – хочет, чтобы мы создавали условия для развития свободной, мыслящей, социально – адаптированной личности, получившей добротное среднее образование и обладающей гражданской ответственностью.

Макросоциум – хочет, чтобы мы выпускали из школы воспитанную личность, считающуюся с нормами и правилами поведения, сложившимися в обществе, впитавшую в себя систему общечеловеческих ценностей, уважающую права  личности и собственности.

Микросоциум – хочет, видеть в нас школу, основанную на порядке и осознанной дисциплине, разумной требовательности к детям. Школу, отвечающую санитарно-гигиеническим требованиям. Школу, в которой уважают права ребенка, в которой ребенку обеспечивается не только физический, но и душевный комфорт.

Родители – хотят, чтобы школа обеспечивала подготовку в ВУЗ, желают, чтобы ребенок получил образование в профильном классе, желают, чтобы их ребенок находился в школьном пространстве до 16 лет, потому что куда ему еще деваться, желают определить ребенка в спортивный кружок или секцию при школе, с тем, чтобы школа обеспечивала занятость досуговой деятельности ребенка.

Ученики – хотят, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, видели в них личность, чтобы можно было общаться друг с другом, хотят иметь учебный успех, хотят получить качественное образование.

Учитывая государственную стратегию развития среднего образования и систематизировать социальные ожидания по отношению к ОУ были выявлены те потенциальные результаты, к достижению которых должна стремиться школа и которые,  по сути, определяют стратегию направления ее развития.

Таковыми являются:

v  Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса в школе;

v  Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства;

v  Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса;

v  Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения.

 

3.           Анализ внутренних факторов.

К числу сильных сторон школы следует отнести достаточно высокую теоретическую и технологическую подготовку,  существования у школьного сообщества положительного опыта осуществления инновационных преобразований в воспитательной процессе, благоприятный нравственно – психологический климат в ученическом и учительском, высокий уровень общеобразовательной подготовки выпускников.

v  Уровень здоровья учащихся не понижается, а по некоторым медицинским показателям имеются позитивные данные статистической отчетности медицинских работников;

v  Продолжает оставаться высоким авторитет школы в педагогическом сообществе, о чем свидетельствуют победы и награды школы в краевых и областных конкурсах и т.д.;

v  Более эффективным стал процесс содействия развития личности учащихся, формированию их познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов;

v  Педагогический коллектив нацелен на воспитание успешности  у школьников;

v  Значительно обогатился теоретический и методический арсенал педагогического коллектива, деятельность стала более целенаправленной, системной, наукоемкой.

Вместе с ем анализ внутренних факторов позволяет выявить и недостатки в работе и их причины. Недостаточная мотивация учащихся к творческой деятельности. Снижение количества учащихся, участвующих в олимпиадах по физике и химии. несмотря на возросшее количество ученических исследовательских работ, представляемых в школе и практических конференциях, снижается мотивация к выступлению на краевых и федеральных конкурсах.

Возникает и кадровый вопрос. Педагогический коллектив школы «стареет». Уменьшается удельный рост педагогов, участвующих в подготовке учащихся к олимпиадам, что увеличивает нагрузку на остальных педагогов.

Недостаточными темпами идет информатизация учебно – воспитательного процесса в школе. Это связано прежде всего с недостаточной материально –технической базой.  В медиатеке школы не достаточно источников для полноценного использования информационных технологий.

Недостаточно эффективно организована работа с родителями.

Недостаточно продуктивно работает психолого – педагогическая служба школы.

Анализ деятельности школы и его достижений показал, что дальнейшее развитие учебного заведения связано от учебно – материальной базы, дальнейшим совершенствованием содержания школьного образования, от педагогического коллектива, решение вопросов профилизации. Усилия педагогического коллектива должны быть направлены на создание такого образовательного пространства, в котором, с одной стороны, школьнику предоставляются возможности  и создаются условия для творческого познания, развитие способностей, формирование ценностного отношения к интеллектуальному труду, а с другой, учебное заведение формирует конкурентоспособную личность.

 

 

4.           Паспорт программы развития.

Наименование программы

Модернизация школьного образования в свете инновационных технологий

Заказчик

Совет школы

Разработчики программы

Администрация школы.

В разработке программы принимали участие педагогический коллектив, представители классных родительских комитетов. Совет школы.

Исполнители программы.

Администрация, школьный коллектив (обучающиеся, родители, педагоги).

Инновационная идея.

v  Использование проектных и исследовательских методик, с целью организации научно-исследовательской деятельности школы;

v  Соединение возможностей основного и дополнительного образования, через реализацию программ: «Здоровый образ жизни» и «Моя малая Родина»;

v  Стимулирование педагогов к повышению своего профессионального уровня через участие в различных конкурсах.

Научно-методические основы разработки программы.

В программе развития образования отмечается, чтоглавная цель образования – целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем учебным предметам, обеспечивающим гармонизацию интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы каждого ученика достаточной для обеспечения самореализации как личности.

Реализация главной цели возможна через решение трех основных задач:

1.              Достижение уровня образованности, соответствующее возможностям учащегося, обеспечение дальнейшего развития его личности и возможности дальнейшего продолжения образования в различных его формах.

2.              Формирование у каждого учащегося опыта творческой и социальной активности в реализации способностей.

3.              Накопление опыта общения и взаимодействия, основанных на гуманистических отношениях.

Под уровнем образованности мы понимаем качество личности, которое характеризуется способностью решать задачи познавательной, коммуникативной и ценностно-ориентированной деятельности, опираясь на социальный опыт.

Мы выделяем четыре уровня образованности, отличающиеся своими задачами, которые способны сформировать личность, исходя из своего социального опыта:

1.              Грамотность.

2.              Информированность.

3.              Функциональная грамотность

4.              Компетентность.

Задача школы:

1.              Показать обучающемуся сложность и динамичность мира, взаимосвязь личных и общественных отношений, всю сложность современной ситуации.

2.              Вселить уверенность в обучающегося, что любой ситуацией можно управлять и будущее целиком зависит от него. Необходимость разработки программы обусловлена тем, что без разработанной стратегии сложно будет приобрести образование и скоординировать разрозненные условия всех заинтересованных лиц.

Программа разработана с учетом социального заказа, особенностей путей развития муниципального образования.

Кем принята Программа.

Педагогическим советом школы.

С кем согласованна Программа.

 

Цель Программы.

Освоение новых образовательных технологий и широкое внедрение их в образовательные процесса, создание условий для эффективного развития школы в ходе осуществления модернизации образования, формирование у выпускников школы общих компетенций, необходимых для жизни в современном обществе.

Задачи Программы.

1.              Обеспечение адаптации школы к изменениям, инициированным процессам модернизации школы сельского образования.

2.              Определение оптимального содержания образования (обучения, воспитания и развития) обучающихся. Требования современного общества к выпускнику школы и уникальности образовательного учреждения.

3.              Укрепление ресурсной базы школы с целью обеспечения ее эффективного развития.

Приоритетные направления Программы развития.

1.              Создание условий для оптимального развития детей с творческим потенциалом, привлечение к научно-исследовательской деятельности  9Программа «Одаренные дети»).

2.              Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у школьников навыков организации образа жизни. (Программа «Здоровый образ жизни»)

3.              Выработка единых требований к развитию и обучению учащихся на всех ступенях образования.

4.              Повышение уровня профессионального мастерства учителя, стимулирование к самостоятельному основательному решению своих профессиональных проблем.

5.              Воспитание чувства долга и ответственности перед своим Отечеством, формирование понятия Родина-дом человека, воспитание любви к земле, на которой родился, к людям, прославляющим свою Родину большими и малыми делами. (Программа «Моя малая Родина»).

Ожидаемые результаты Программы и индикаторы для оценки достижений.

Реализация поставленных задач и основных направлений деятельности по развитию МБОУ «Новотырышкинская СОШ» должна способствовать:

v  Повышению качества образования обучающихся;

v  Успешному функционированию воспитательной системы школы;

v  Внедрение организационных механизмов мониторинга качественного образования;

v  Сохранению и улучшению здоровья обучающихся, их эффективному физическому развитию;

v  Повышению роли семьи в учебно-воспитательном процессе;

v  Саморазвитию и профессиональному совершенствованию членов педагогического коллектива.

Произойдет модернизация системой управления школой:

v  Развитие государственно-общественного управления школой;

v  Создание системы педагогического мониторинга, как основы принятия управленческих решений;

v  Повышение эффективности использования ресурсов;

В ходе реализации программы:

v  Произойдет оптимизация структуры как основного, так и дополнительного образования, что позволит выполнить социальный заказ;

v  Произойдет расширение и осуществление инновационных процессов в школе положительно влияющих на рост позитивной мотивации детей по отношению детей к осознанному выбору своей будущей профессии, а также более быстрой адаптации выпускников в современном обществе.

v  Повысится стремление педагогов к профессиональному самосовершенствованию.

Будут созданы необходимые условия для развития воспитательных функций школы, увеличится процент обучающихся различными формами дополнительного образования.

Эффективность реализации Программы развития школы будет отслеживаться  по следующим показателям:

1.              Повышение уровня профессионального мастерства учителя.

2.              Повышение качества образования

И рост мотивации обучения обучающихся;

И рост результативности участия обучающихся в различных олимпиадах и конкурсах на всех уровнях;

И повышение уровня преподавания;

И востребованность элективных курсов;

И уровень сформированности общих компетенций обучающихся;

3.              Позитивная социализация обучающихся:

И устойчивая мотивация на здоровый образ жизни;

И динамика состояния здоровья детей;

И уровень сформированности коммуникативных навыков обучающихся;

И уровень сформированности ценностных и духовно-нравственных основ личности.

Сроки реализации Программы

Сентябрь 2010-сентябрь 2015г.г.

Этапы реализации Программы

1этап. Ориентировочный (2010-2011г.г.)

Цель: Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации школьного образования.

2 этап. Основной (2011 -2014г.г.)

Цель: переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.

3 этап. Обобщающий (2014-2015г.г.)

Цель: анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школьных созданных прецедентов образовательной практики и их закрепление в локальных нормативных актах школы.

Структура Программы.

Ценностные ориентации школы.

Паспорт Программы развития школы.

Информационная справка о школе.

Проблемно-ориентированный анализ.

Концепция развития школы.

Этапы реализации Программы.

Управление Программой.

Смета на расходование средств, необходимых для реализации Программы.

Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации.

Ресурсное обеспечение реализации Программы.

Основными ресурсами для реализации Программы являются:

v  Кадры, их высокий уровень мотивации и профессионализма;

v  Инновационный (использование современных педагогических технологий);

v  Ресурс общественная форма управления (Совет школы, Общественный родительский комитет).

Источники финансирования

Выполнение программы обеспечивается за счет средств источников бюджетного финансирования.

Порядок управления реализацией Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляется директором школы и его заместителями школы.

 

  

 

Общие сведения о школе и контингенте учащихся

Класс

Количество учащихся

Девочки

Мальчики

1

29

14

15

2

15

7

8

3

15

7

8

4

12

7

5

Итого по I ступени

71

35

36

5

14

6

8

6

19

12

7

7

13

6

7

8

16

11

5

9

13

9

4

Итого по IIступени

75

44

31

10

9

4

5

11

6

5

1

Итого по IIIступени

15

9

6

Всего по школе

161

88

73

 

 

 

Статистика показателей школы за последние три года

 

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Обучалось

 

161

161

161

Закончили школу с аттестатом особого образца

5

0

3

Закончил школу с золотой и серебряной медалью

3

0

2

Окончили учебный год на «5»

В начальной школе

В основной школе

В средней школе

 

 

4

7

3

 

 

5

3

2

 

 

5

3

2

Окончили учебный год на «4» и «5»

В начальной школе

В основной школе

В средней школе

 

 

27

15

1

 

 

20

11

1

 

 

19

15

2

 

 

 

 

 

 

 

Кадровые ресурсы

По стажу работы:

Пенсионеры – 1

Средний возраст педагогического коллектива – 46 лет

Кадровый потенциал образовательного учреждения

Количество педагогов по факту

Образование

Категории

Высшее

Н/высшее

Среднее

специальное

высшая

I

II

б/к

22

17

-

5

2

9

9

2

 

 

 

 

 

 

 

 

Из таблицы видно, что кадровый потенциал педагогического коллектива школы высокий.

 

Режим работы

Обучение проводится в одну смену. Режим работы – шестидневная учебная неделя  в 2-11 классах. Продолжительность уроков 45 минут продолжительность между уроками  10 минут. После первого и второго урока продолжительность перемены 20 минут с целью организации горячего питания учащихся.

Вторая половина дня обеспечивает занятость учащихся по интересам: индивидуальные консультации, посещение кружков, секций, общешкольные творческие дела и дела в классах.

 

 

 

Материально – техническая база.

Школа функционирует в здании постройки   1966       года.  В 1988 году вводится в эксплуатацию двухэтажная пристройка к основной школе. В школе    19     оборудованных кабинетов.

Библиотека обладает общим фондом  6000       книг, в том числе   2047      учебная литература,         методическая литература   1200 ,         художественна литература 2802.

Компьютерный класс подключен к Интернету, имеет  13    компьютеров

 

Кабинеты :

- обслуживающего труда

- комбинированная мастерская

- спортивный зал

В школе имеется школьный автобус для подвозки детей из близлежащих деревень.

Спортивная площадка …..

Имеется оборудованная столовая.

В школе создан историко-краеведческий музей…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация образовательного процесса.

Учебный план основной и средней школы создан на основе примерных учебных планов общеобразовательных учреждений, расположенной на территории Новосибирской области, разработанных на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ утвержденного приказом Министерства образования РФ.

Учебный план школы составлен с соблюдением санитарных требований, материально – технического обеспечения.

Спецификой учебного плана школы является то, что за счет школьного компонента увеличено количество учебных часов, с изучение математики с 10по 11 класс, русского языка в 11 классе, физика в 11 классе, литература в 11 классе.

 

Приоритетное направление деятельности учреждения.

1.              Создание условий для оптимального развития детей с высоким творческим потенциалом, привлечение их научно – исследовательской деятельности.

2.              Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни.

3.              Выработка единых требований к развитию и обучению учащихся на всех ступенях школьного образования.

4.              Повышение уровня профессионального мастерства учителя.

5.              Воспитание чувства долга и ответственности перед своим Отечеством, формирование понятия Родина в жизни человека, воспитание уважения к земле и людям, прославляющим свою Родину большими и малыми делами.

 

Лучшие ученики участвуют в районных олимпиадах.

Принимаем участие в Международном конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех» и Международный математический конкурс «Кенгуру – математика для всех», «КИТ», «ЧИП».

 

В школе сформировался и утвердился замечательный коллектив учителей, которые стремятся сделать воспитание ребенка с творческим самоутверждением, на уроках создаются оптимальные условия для самовыражения детей. Задача работы школы – научить учиться. Учителя нашей школы работают творчески, обладают гибкости подвижностью мышления, способностью реагировать на непредвиденные обстоятельства. Они выработали в себе способность комбинировать известные системы обучения, преобразуя их в новые, конструировать их в различные сочетания. Ежегодно в нашей школе проводятся регулярно районные семинары учителей – предметников. Учителя принимают участие в конкурсе «Учитель года». В школе организованна работа школьных методобъединений учителей – предметников, в работе которых принимают участие учителя начальных классов и основной школы по району.

 

Коллектив учителей сосредотачивает внимание на следующих аспектах: глубоком усвоении содержания новых программ и учебников; усиление развивающего начала в обучении; преодоление нагрузки обучающихся; усиление практической направленности

 

 

 

образования; овладение современными требованиями к анализу урока, соблюдение преемственности на всех ступенях обучения.

 

Администрация школ поддерживает учителей во всех начинаниях, оказывает помощь в творческом поиске, обеспечивает повышение квалификации.

 

Программа предусматривает организацию оздоровительной работы по следующим направлениям:

- формирование системы ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности школы;

- разработка и реализация мер направленных на профилактику алкоголизма, наркомании и других вредных привычек;

- нормализация учебной нагрузки;

- повышение грамотности родителей по вопросам охраны и укреплению здоровья детей.

 

В школе система оздоровительной работы, включает в себя методическое, спортивно-оздоровительное, медицинское, образовательную и и воспитательную область, ученическое самоуправление, мониторинг уровня физического здоровья учащихся, систематическая работа по охране труда и технике безопасности и работе комиссии по оздоровлению, по организации питания учащихся и контроль за санитарно-гигиеническими нормами и их соблюдение.

Взяв за основу своей деятельности перспективную программу здоровья, каждый учитель нашего коллектива , организует свою деятельность по оздоровлению детей, по формированию у них ориентации на здоровый образ жизни и по улучшению физического и нравственного воспитания.

Учащиеся добиваются прекрасных спортивных успехов во многих районных состязаниях.

Спортсмены нашей школы входят в состав районных команд  и участвовали в областных соревнованиях.